1 1991-2010. Стратегия уничтожения электротранспорта Пт 24 Дек 2010 - 8:31
miflan
Администратор
Обратимся к фактам. После развала СССР у городского электротранспорта (ГЭТ) начался сложный период, притом с переменным успехом предприятие то находилось в кризисе, то набирало обороты. На 1991 год в Харькове было 5 трамвайных (4 пассажирских и 1 грузовое) и 3 троллейбусных депо (еще одно депо, 4-е было почти достроено), а также вагоноремонтный завод (ВАРЗ), на котором одновременно могли ремонтировать несколько десятков трамваев и троллейбусов, позже переименованный в Харьковский завод электротранспорта (ХЗЭТ). Насчитывалось 45 троллейбусных и 27 трамвайных маршрутов. На предприятии работало около 11000 сотрудников и числилось на балансе около 700 трамваев и 500 троллейбусов.
Сразу после развала СССР предприятие столкнулось с первой проблемой – не нашлось денег на укладку снятого незадолго до этого трамвайного полотна по ул. Клочковской от Бурсацкого спуска до Рогатинского проезда (нынешний "Рост") и в связи с этим движение восстановлено не было. Тем не менее предприятие не впало в фатальный кризис – пока с 1992 года по сер. 1996 года оно было государственным ХГП «ГЭТ». За это время было приобретено 97 троллейбусов и 22 трамвая. Открыта троллейбусная линия от ул. Командарма Уборевича до ул. Н. Ужвий и линия по Московскому проспекту до "Горизонта". Но поставки подвижного состава утратили регулярность, общая численность сокращалась, потому было отменено около 12 троллейбусных и трамвайных маршрутов.
С середины 1996 года ГЭТ передан в коммунальную собственность. Предприятие по сути стало на путь развала. В 1999 году было закрыто грузовое трамвайное депо (сейчас на этом месте барахолка центр. рынка), демонтированы трамвайные линии по ул. Петровского и Мироносицкой, Московскому проспекту от ул. Морозова до ст. м. Индустриальная (ныне Масельского). В 2000 году из-за нехватки подвижного состава была прекращена эксплуатация трёхвагонных поездов. Закрыт и продан частным структурам ХЗЭТ и в связи с этим база для капитального ремонта подвижного состава была утрачена. Закрыт троллейбусный маршрут №9, контактная сеть до ул. Достоевского демонтирована.
В 2002 году с приходом к власти В. Шумилкина закрыто Ленинское трамвайное депо. При этом было уничтожено несколько десятков трамваев, уволено несколько сотен сотрудников. Покупка 8 новых троллейбусов оказалась практически незаметной – городу уже требовалось гораздо больше. В 2005 году демонтирована линия по ул. Шевченко. На момент прихода к власти М. Добкина в 2006 году в городе было 17 трамвайных и 30 троллейбусных маршрутов, 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, задержек с выплатой зарплаты почти не было.
И сразу же, в том же 2006 году было закрыто троллейбусное депо №1, при этом часть троллейбусов была порезана, а часть передана в другие депо. Через несколько месяцев, в марте 2007, закрыто образцовое Коминтерновское трамвайное депо, порезано более десятка трамваев. Также продан пансионат "Коммунальник" в Старом Салтове и детский лагерь "Лесная поляна" под Харьковом, разогнана медико-санитарная часть, ее помещение выставлено на продажу. Начались задержки по выплате зарплаты, которую еще и снизили в 1,5-2 раза. А тем не менее тогдашний генеральный директор А. Палант за время своего руководства побывал десятках командировок: в Беларуси, Америке, Корее, Финляндии и других странах, приобрел несколько дорогих автомобилей - все за казенные деньги.
В 2007 году были взяты в лизинг 90 троллейбусов и 10 трамваев, непомерные проценты за которые придётся выплачивать еще несколько лет. Казалось бы город получил существенную прибавку подвижного состава, но к сожалению, вышло лишь незначительное обновление – после покупки было уничтожено значительно большее число трамваев и троллейбусов. 4 «новеньких вагона харьковского производства» - Т3-ВПА это просто переделка нескольких списанных вагонов Tatra-Т3SU, выпущенных в 80-х годах. Да, это относительно современный вагон, но он продаётся под видом нового и по завышенной стоимости.
В начале 2009 года был закрыто пять троллейбусных маршрутов. Под видом «реконструкции», демонтирована трамвайная линия по ул. Пушкинской, чего уже давно хотела городская власть. Есть опасения, что мэрия хочет почти полностью уничтожить трамвай в нашем городе – демонтировать линии по Полтавскому Шляху и Московскому проспекту, Плехановской улице в районе стадиона «Металлист», спуску Веснина, спуску Пассионарии, улицам Тринклера, Мироносицкой, Сумской; оставить по одному трамвайному и троллейбусному депо, а также почти вдвое сократить число единиц трамвая и троллейбуса. Под угрозой существование учебного комбината, музея и библиотеки. Мы были уверены, что Алексей Палант, братья Евгений и Александр Водовозовы и еще несколько подставных руководителей (в т.ч. ранее судимых), поставленных в ХКП «Горэлектротранс» и департамент транспорта и связи имеют только одну цель - уничтожить это предприятие. Они зарабатывали деньги, используя ресурсы коммунальной собственности, активно распродавали основные фонды - они ведь по образованию менеджеры, «менеджеры по развалу ГЭТ» - люди некомпетентные в вопросах транспорта, зато знающие как быстро и безнаказанно продать все, что встретиться на их пути.
Изощрениям их не было предела – депо охраняли сотрудники частной фирмы, даже талоны продавали коммерческие кондуктора, а подвижной состав ремонтировали частные структуры.
В октябре 2009 сменилось руководство харьковского Горэлектротранса. Якобы для вывода предприятия из критической ситуации. Было уволено несколько начальников. Отказались от услуг коммерческих кондукторов. Городские власти не перестают говорить об оптимизации существующей транспортной сети города. Вот и начались реальные изменения. Ввели два троллейбусных маршрута, сняли три. С трамвайными маршрутами вообще плохо: два отменили, у двух сократили маршрут следования. Причём о закрытии никак не сообщалось. Следует вывод, что людей отучивают от трамвая!
2010й год начался с отмены троллейбусного маршрута, что следовал по главной улице города. Под предлогом ненужности в ноябре 2010 года демонтировали рельсы в районе Центрального рынка.
Учитывая то, что сегодня проблема электротранспорта заполитизирована на 100%, всё сводится к политической борьбе сил, причем каждая из которых внесла немалый «вклад» в уничтожение ГЭТа. Государство усугубляет положение невыплатой дотаций и компенсаций за перевозку льготного контингента, а местная власть просто разворовывала и продолжает разворовывать предприятие Горэлектротранс.
По материалам: zatramvaj.org.ua